Ви не зайшли.
А как это делается в США? Бывают ли случаи, когда практически один и тот же курс читается двумя разными лекторами?
В США система работает несколько по-другому. Высшие учебные заведения я бы условно разделил на три группы. 1. Research Universities (иногда называемые R1 )- где упор делается на научную работу. 2. Colleges - где не готовят Ph.D., и где главным считается undergraduate education, т.е. подготовка B.S. 3. Universities, которые не попадают, скажем, в top 30 schools, и которые я поэтому отнесу к третьей, промежуточной категории.
Как правило, ротация преподавателей принята везде за исключением совсем маленьких колледжей, где некому меняться. Например, на факультете есть 5 профессоров-органиков, значит каждый из них будет читать большой общий курс органической химии раз в 5 лет, тем временем они читают более специализированные курсы. Конечно, возможны ислючения из правил, но в принципе система работает таким образом.
Контроль качества тоже поставлен по-другому. Faculty, т.е., профессора, подразделяются на tenure-track и non-tenure-track (lecturers).
Что такое tenure. Допустим, нанимается на работу tenure-track Assistant Professor. Он работает себе, учит студентов, делает науку, а через 5 лет (везде по-разному, может быть 6 лет, особенно в больших университетах) университет (не химический факультете, а именно администрация университета) решает давать ему tenure или нет. Tenure по сути означает работу до конца жизни, выгнать tenured faculty практически невозможно. Так вот в маленьких колледжах администрация очень пристально смотрит на отзывы студентов и если они отрицательные, то такой человек tenure (читай - постоянную работу) не получит. В третьей категории, требования к качеству преподавания ниже, там уже выступают на первый план научные достижения, но все равно ниже определенного уровня опуститься никто не даст. В больших и знаменитых университетах великих ученых, желающих учить студентов, весьма немного, они заняты другими вещами, поэтому учебная нагрузка меньше. Для того, чтобы скомпенсировать разницу, нанимаются lecturers или последний писк моды teaching postdocs (делают науку и учат студентов, получая за это в два раза меньше чем faculty). Они работают по контракту (1-3 года) и там, естественно, если студенты начинают жаловаться, тогда их быстренько спроваживают.
НО, случаи, когда 80% студентов считают, что, образно выражаясь, "таких гнать надо" чрезвычайно редки. Причина - очень скрупулезный отбор. Несколько кандидатов приглашают на интервью, если это lecturer, то тогда они читают по две показательные лекции, общаются с faculty и т.д.
Physics is like sex: sure, it may give some practical results, but that's not why we do it.
Richard Feynman
Поза форумом
a_volkova и korendovycha поддерживаю обеими руками. Только как бы это практически воплотить Мне кажется, что подобные реформы и в аспирантуре необходимы.
Поза форумом
Мне кажется, что подобные реформы и в аспирантуре необходимы.
Добро пожаловать в тему про ВАК
К сожалению, с аспирантурой все сложнее, одними реформами (хотя они без сомнения необходимы) результата не добиться. Аспирант получает звание за научную работу, которая сама по себе является дорогим удовольствием. Чтобы сделать нашу аспирантуру конкурентноспособной к реформам надо добавить большие финансовые вливания. Но давайте порассуждаем про предлагаемую структуру аспирантуры и систему ученых степеней/званий в общем.
Physics is like sex: sure, it may give some practical results, but that's not why we do it.
Richard Feynman
Поза форумом
Да я, собственно, не ВАК имела в виду. Это само собой. Про качество аспирантов. Было бы очень даже неплохо, если бы и аспиранты посещали определенное количество курсов, по выбору. (правда, было еще из чего выбрать ) Потому как по моему разумению (простите за такую наглость) аспирант должен иметь определенный кругозор и знать что-то еще кроме своего любимого вырощенного кристалла (не хочу приуменьшить значение подобных навыков).
Поза форумом
Курсы для аспирантов аблолютно неободимы. Причем, по полной программе: по разным дисциплинам, с оценкой и т.д. Другое дело, что курсы должны быть серьезные. А вообще есть много вещей, чтобы им жизнь медом не казалась. Например, cumulative exams, сокращенно "cumes", берется сравнительно свежая статья и по ней пишется задача. На решение такой задачи отводится час. За два года таких предлагается 12, нужно получить положительную оценку на 6 из них. Убивается два зайца - во-первых, приобретаются химические знания; во-вторых, есть стимул сделить за литературой. Еще можно предлагать писать и защищать grant proposals - тоже веселое занятие, нужно написать грант по образу и подобию настоящего.
Physics is like sex: sure, it may give some practical results, but that's not why we do it.
Richard Feynman
Поза форумом
А вообще есть много вещей, чтобы им жизнь медом не казалась. Например, cumulative exams, сокращенно "cumes"... Еще можно предлагать писать и защищать grant proposals - тоже веселое занятие, нужно написать грант по образу и подобию настоящего.
Да, ерунды подобного рода много можно придумать...
Поза форумом
Да, ерунды подобного рода много можно придумать...
запросто, еще пример издевательств . Приезжает какой-нибудь великий ученый с лекцией, а несчастным аспирантам говорят: сходите, послушайте, наберитесь умных мыслей, а потом запишите их и на завтра предоставьте - посмотрим как вы внимательно лекции слушаете. почти как конспект по марксизму-ленинизму
Physics is like sex: sure, it may give some practical results, but that's not why we do it.
Richard Feynman
Поза форумом
Да я, собственно, не ВАК имела в виду. Это само собой. Про качество аспирантов. Было бы очень даже неплохо, если бы и аспиранты посещали определенное количество курсов, по выбору. (правда, было еще из чего выбрать ) Потому как по моему разумению (простите за такую наглость) аспирант должен иметь определенный кругозор и знать что-то еще кроме своего любимого вырощенного кристалла (не хочу приуменьшить значение подобных навыков).
У меня, честно говоря, есть большие сомнения по поводу целесообразности курсов "для кругозора" в аспирантуре. По умолчанию, аспирант - человек с высшим образованием - должен обладать неким кругозором (а расширять его потом или нет - уже личное дело каждого ;-) ). Собственно, ради этого мы ведь и получаем университетское образование, разве нет?
Мне кажется, что в аспирантуре человек скорее набирается практического опыта: как делать науку. Поэтому, целесообразнее ввести некую систему курсов: как писать статью, как работать с литературой, как работать с приборами (мне очень нравится система, когда университет предоставляет оборудование типа ЯМР, масс-спектрометров и т.д. в общее пользование: прошел инструктаж и можешь работать). Причём посещение должно быть добровольное.
Поза форумом
У меня, честно говоря, есть большие сомнения по поводу целесообразности курсов "для кругозора" в аспирантуре. По умолчанию, аспирант - человек с высшим образованием - должен обладать неким кругозором (а расширять его потом или нет - уже личное дело каждого ;-) ). Собственно, ради этого мы ведь и получаем университетское образование, разве нет?
Мне кажется, что в аспирантуре человек скорее набирается практического опыта: как делать науку. Поэтому, целесообразнее ввести некую систему курсов: как писать статью, как работать с литературой, как работать с приборами (мне очень нравится система, когда университет предоставляет оборудование типа ЯМР, масс-спектрометров и т.д. в общее пользование: прошел инструктаж и можешь работать). Причём посещение должно быть добровольное.
В идеале - да, на практике - нет. Если уж на то пошло, у нас была лабораторная работа в органическом практикуме по литературному поиску. Так что мы с нашим университетским образованием по определению все умеем Кроме того, предметы могут преподаваться на разных уровнях. Общие университетские курсы, как правило, не отражают современного состoяния cutting edge science. И еще, наука быстро меняется, кругозор 10 лет назад был совсем другой. Мне нравится фраза Липпарда: "профессора (можно смело сюда отнести всех ученых) - профессиональные студенты".
Расширение кругозора как таковое, - безусловно, личное дело каждого. Речь идет о степени, которая дается за определенные заслуги, определяемые университетом (ВАКом, научным руководителем, собранием племени - нужное подчеркнуть). И им собственно и решать за что ее давать. Хотя дискуссию на эту тему я только приветствую. Более того, курсы очень часто служат формальными критериями отсева аспирантов. Если человек не может осилить такой курс, ему в аспирантуре делать нечего. А выгнать человека без соблюдения формальностей трудно даже в гнилом буржуазном обществе.
Насчет приборов я согласен лишь частично, конечно приятно работать на приборах самому - для себя всегда лучше сделаешь. Но не стоит забывать, что самое главное - идея, а как снимать рутинный спектр можно научить кого угодно за пару недель.
А вот насчет свободного посещения, тут у нас с вами мнения разные. По собственному (и не только) опыту могу сказать, что польза от курса прямо пропорциональна времени, потраченному на него. Кроме того, мне не совсем понятно, как можно научится работать на приборе, свободно посещая практический курс.
Відредаговано korendovych (06.02.2006 16:33:40)
Physics is like sex: sure, it may give some practical results, but that's not why we do it.
Richard Feynman
Поза форумом
аспирант должен иметь определенный кругозор и знать что-то еще кроме своего любимого вырощенного кристалла (не хочу приуменьшить значение подобных навыков).
А вот я слышала что на западе аспиранту предлогается слушать курсы лекций связаные с его тематикой. И мне это кажется правильным. Вот только что это за лекции? Это специальные курсы для аспирантов, лекции заезжих професоров или это общий курс читаемый каждый раз новым лектором и потому усовершенствованный?
Поза форумом
[ Згенеровано за 0.039 секунд, виконано 8 запитів - Використано пам'яті: 629.86 КБ (Пік: 676.43 КБ) ]